АУТСТАФФИНГ и новинки в Законах Украины

06.03.2015 13:29

Начав писать эту статью, «оглянулся назад» и оказалось, что уже два года прошло с момента выхода первых наших публикаций об аутстаффинге. С тех пор «много воды утекло». И, видимо поэтому, пора рассмотреть, а что же изменилось с тех пор и как сейчас наши украинские предприятия/предприниматели могут сокращать свои затраты, как на это всё смотрит налоговая и другие контролирующие органы. 

Не буду повторяться о том, что такое аутстаффинг. Для тех, кто впервые читает об этом – рекомендую посмотреть наши предыдущие статьи (на нашем сайте https://training-group.com.ua/) или просто набрать «аутстаффинг» в поисковике «Google». Правда, стоит отметить, что пользуются этой услугой для того, чтобы сократить затраты и время на работу и документооборот связанные с наемным персоналом. Некоторые компании добиваются того, что при штате в 10 человек обеспечивают себе экономию в размере от 40 000 грн. в год, по сравнению даже с таким традиционным способом оптимизации, как оформление на минимальную зарплату. А если Ваш штат больше? Также, за счет такого проекта можно усилить долгосрочную мотивацию персонала и улучшить социальную защищенность. О том, как это сделать, лучше уточнять у провайдера этих услуг или напишите нашим менеджерам - они подскажут.

Итак, поговорим об использовании аутстаффинга. Сегодня, в Украине есть два ключевых варианта применения этой услуги.  

Узнать детали у поставщика? 
                                                                                                                                

Вариант первый– когда компания-аутстаффер выступает посредником в трудоустройстве. В этом случае ее деятельность регламентируется Налоговым Кодексом (п.14.1.183) и Законом Украины О занятости населения (ст.36-37). Зачастую, в таких случаях, персонал устраивается на компанию нерезидента, а аутстаффинговая компания, проводя персонал через себя, предоставляет его Заказчикам. При этом, уважаемые Заказчики, будьте внимательны к тому, с кем Вы собираетесь работать! Очень часто, такую услугу предоставляют предприятия,которые подходит к решению вопроса весьма безответственно. Это подвергает Вас и Ваших сотрудников опасности. Сделку могут признать незаконной, а договор фиктивным. Примеры уже есть. Причина в том, что компания аутстаффер должна соблюсти ряд условий, чтобы работать на рынке этих услуг, а именно: открыть КВЭДы – 78.10 и 78.30; должна иметь договор с Центром Занятости и быть зарегистрированной на официальном сайте службы занятости в разделе – «ПЕРЕЛІК суб'єктів господарювання, які надають послуги з посередництва у працевлаштуванні, та суб'єктів господарювання, які здійснюють наймання працівників для подальшого виконання ними роботи в Україні в інших роботодавців». Если этого не сделано и договор аутстаффинговых услуг разработан неправильно, то это может быть серьезной проблемой для Заказчика.

Вариант второй– компания-аутстаффер принимает персонал к себе в штат и затем предоставляет его своим Заказчикам. Такая деятельность регламентируется ст. 39 Закона Украины О занятости населения. Согласно этого Закона, каждое предприятие которое берет к себе в штат и предоставляет персонал другим предприятиям/предпринимателям, должно получить специальный «Дозвил». Однако, как это часто бывает у нас, такого документа до сих пор нет и получить его пока невозможно (по состоянию на Март 2015). Что это значит? А то, что все, кто так работает – фактически, вне Закона. При этом, некоторые такие предприятия делали официальный запрос в Налоговую, которая им давала разъяснение, что мол пока нет «Дозвола», то можно работать… Но, как Вы понимаете, все эти ответы весьма обтекаемы и контролирующие органы в любой момент могут поменять свою точку зрения, а письмо налоговой с их трактовками, потом «к делу не пришьешь»…Так что, в этом случае, решать Вам – быть или не быть потребителем именно таких услуг.

В чем еще отличие Первого и Второго вариантов? Тут ответ прост – в стоимости услуг аутстаффинга для Заказчиков. При первом варианте стоимость услуги обычно складывается из суммы, идущей «на руки» персоналу и комиссии аутстаффера. Во втором случае, все тоже самое, только добавляется сумма затрат на ЕСВ и НДФЛ от минимальной заработной платы или полной суммы зарплаты, которая выплачивается персоналу. То есть, второй вариант получается для Заказчика и дороже и рискованней с точки зрения урегулированности в Законах Украины. Но, как говорится, каждый выбирает то, во что верит.

В конце 2014 года многие компании, которые рассматривали аутстаффинг как возможность сокращения затрат, ожидали выхода Закона, который должен был снизить размер налогов по ЕСВ до 16,4%. Однако, на практике оказалось, что этот Закон – очередная фикция. То есть, практического применения для большинства средних предприятий Украины он иметь не будет. Причина в том, что для получения ставки по ЕСВ в 16,4% нужно было выполнить ряд нереальных условий, а именно:

·  увеличить ФОТ персоналу не менее чем на 30%;

·  поднять зарплату фактически до уровня 4200 грн.;

·  и таким образом нести нагрузку около 1530 грн. в мес. на 1 сотрудника.

Как много предприятий готовы поддерживать такие условия? Вот и не работает этот Закон для обычных украинских предприятий. Попытки облегчить жизнь работодателям вроде бы делаются, но на практике – пользы не приносят.

Что еще изменилось? Теперь согласно Закона №77-VIII от 28.12.2014г. любое предприятие /физическое лицо-предприниматель должны оплачивать за сотрудника ЕСВ из расчета 36,76% от начисленной ему заработной платы, но не менее размера отчислений с минимальной ЗП. Это означает, что государство исключает возможность оптимизации ЕСВ через трудоустройство на полставки и т.п. Кроме того, ужесточились штрафы и ответственность (включая уголовную) за каждого неоформленного или оформленного с нарушением сотрудника. Как раньше многие экономили? Просто! Создавали договор с сотрудником, но не ставили дату, а когда приходила инспекция – говорили, что, мол, вот сейчас идём оформлять сотрудника. Сейчас – это сразу штраф. Согласно статье 265 КЗоТ Украины, если сотрудник допущен к работе, без надлежащего оформления, либо на условиях неполного рабочего дня (с фактически полным рабочим днем), и др. на работодателя накладывается штраф в размере 36 540 грн. за КАЖДОГО (!) такого сотрудника. Дополнительно, кроме административного штрафа в размере до 17 000 грн. (по ст. 41 КУоАП Украины), также будет наложен штраф по ст. 172 Уголовного Кодекса, который составит до 51 000 грн.

Давайте посмотрим на другую возможность, которая есть у работодателя. Зачем так рисковать и столько тратить средств? Ведь можно использовать проект аутстаффинга и обеспечить себе защиту от выше перечисленных рисков + создать дополнительные возможности по мотивации персонала. Например: некоторые Заказчики делают просто - за счет сэкономленных средств повышают зарплату персоналу, что называется «лучше синица в руках…»; другие используют медицинское страхование с возможностью оплаты до 5000 грн. в год на медикаменты и на хирургию; третьи – дополняют проект накопительным страхованием вместо призрачного пенсионного обеспечения. Все эти варианты оказываются весьма эффективней для сотрудников и создают значительно большую защищенность, чем при традиционном оформлении.

В рамках статьи мы не описывали вопросы практики применения аутстаффинга, так как они достаточно подробно описаны в нашей статье «АУТСТАФФИНГ: практика использования в Украине». По сути, ничего не изменилось с момента выхода этой статьи и она по-прежнему актуальна.

Подведём итог: при работе с использованием проекта аутстаффинг – доходность бизнеса и защищенность работодателя значительно выше, а также персонал может получать более высокий и действенный уровень социальной защиты.

Если Вы хотите узнать о том, как использовать эту услугу непосредственно на вашем предприятии  - 
или Вы всегда можете связаться с нами в рабочие дни по телефону (050)312-96-47, либо написать нам запрос – training_group@mail.ru

Юрий Мельничук,

директор компании

«Тренинг Групп»

Коментарі

Напишіть свій коментар
Ваше ім'я
E-mail (не буде опублікований)
Посада і назва компанії
Текст